лиса

Объекты охоты

Модератор: Модераторы

лиса

Сообщение№1 от  valdemar » 12 мар 2010, 20:46

ЛИСА
ГОН ЯНВАРЬ-МАРТ. ВО ВРЕМЯ ГОНА ЛИСЫ ПОДЛАИВАЮТ.
ЧЕРЕЗ 50-60 ДН ПРИНОСИТ ПОТОМСТВО. НОРЫ: ПОД КОРНЯМИ ДЕРЕВЬЕВ,В ОВРАГАХ,СРЕДИ КАМНЕЙ,В КУСТАХ.
ДЛИНА ТЕЛА 70-80СМ, ВЕС 4-8КГ. ПРЕДПОЧИТАЕТ РЕДКИЕ ЛЕСА, ПОЛЯ, ДОЛИНЫ РЕК. КОРМИТСЯ ЯГОДАМИ, НАСЕКОМЫМИ, ПАДАЛЬЮ, ГРЫЗУНАМИ, ДИЧЬЮ.
ОХОТЯТСЯ: С СОБАКАМИ, НА НОРЕ, В ЗАСИДКАХ, С ФЛАЖКАМИ, С КАПКАНАМИ(№2-№3), СКРАДОМ, НА МАНОК.
ДРОБЬ 3-4\0

Как и другие собачьи, лисица относится к пальцеходящим животным. Пальцы и подошвенная мозоль у нее собраны довольно компактно, а потому площадь невелика. Несколько удлиненные отпечатки четырех пальцев на следу выражены резче, чем пяточная мозоль, след от которой, особенно в зимнее время, из-за большой опушенности лап расплывчатый. Отпечаток передней лапы крупнее задней. На первый взгляд следы лисицы можно спутать со следами некрупной собаки, но следы хищницы стройнее, как бы более сжаты с боков; отпечатки боковых пальцев не касаются заднего края средних пальцев и не охватывают их с боков. Когти длиннее, тоньше и оставляют четкий отпечаток, хорошо заметный не только на мягком грунте или влажном снегу. След лисицы отличается от собачьего и по расположению лап при движении шагом или рысью. На неглубоком снегу следы лисицы вытянуты в одну линию: все четыре лапы зверь ставит словно по линейке, тогда как собака идет вразвалку.
При передвижении легкой рысью задние лапы точно попадают в отпечатки передних. Шаг равен 20—30 см. Когда зверь переходит на крупную рысь, то заносит задние лапы за передние, соответственно и отпечатки их располагаются несколько впереди передних. И наоборот, если лисица на ходу прислушивается или подкрадывается к жертве, она переходит на очень мелкие шажки, почти лепит след к следу, и отпечатки задних лап несколько отстают от передних или перекрывают их только частично. Преследуя добычу или уходя от опасности, лисица переходит на более быстрые аллюры — галоп и карьер, при которых отпечатки задней пары лап образуют фигуру, напоминающую трапецию. Чем быстрее ход зверя, тем трапеция больше вытянута. На ходу лисица часто сменяет ногу, поэтому вершина трапеции бывает обращена то вправо, то влево. Отдельные прыжки могут превышать 3 метра. У самки следы мельче, шаг короче, отпечатки лап более заостренные.
Весовая нагрузка у лисицы на 1 см' опорной поверхности лапы около 40 г. Если она тонет в снегу более чем на 15— 18 см, следы располагаются уже не по одной прямой: зверь оставляет тропу шириной в полторы—две ладони, выволока соединяется с поволокой, левая и правая лапы оставляют глубокие борозды. Иногда между ямками от лап лисицы остаются широкие слабо выраженные штрихи от ее пышного хвоста. При еще более глубоком снеге лисица может касаться его поверхности грудью, но мест с таким глубокоснежьем она обычно избегает.
Охотничий поисковый ход лисицы — легкая рысь, маршрут очень извилист. Зверь часто меняет направление, подходит ко всем выдающимся над поверхностью снега предметам: холмикам, столбам, пучкам бурьяна, стогам сена. На пути мышкующей лисицы остаются частые покопки в виде воронок, на дне которых иногда можно заметить капельки крови и клочки шерсти полевок.
При прочном насте лисица мышкует только возле стогов сена, где обычно концентрируются грызуны. Во второй половине зимы, когда снега заглубеют, поисковый наслед лисицы становится более прямолинейным, а суточные переходы удлиняются — мышковать хищнице трудно, и она охотится за боровой дичью, зайцами или разыскивает падаль. К трупу погибшего лося-подранка или к внутренностям этого зверя, оставленным охотниками, лисица набивает целые тропы. Нередко она ходит «в пяту» по следам волка или рыси в надежде воспользоваться остатками добычи этих хищников. Если лисице удается найти падаль или тушу животного, добытого более крупным хищником, она растаскивает куски, закапывает их в землю или снег, пользуясь при этом больше носом, чем лапами.
Летом следы лисицы заметить труднее, но места ее успешной охоты выдают пучки перьев ее жертв: основания маховых и хвостовых перьев бывают обгрызаны, что характерно именно для лисицы. Скорлупки разграбленного утиного или тетеревиного гнезда также выдают присутствие лисицы. На скорлупе выпитых или выеденных ею яиц в 1,5 см друг от друга остаются ^отверстия от ее клыков.
В феврале появляются парные, а иногда и групповые следы лисиц, свидетельствующие о начале гона. За самкой идут несколько самцов. Между ними иногда возникают драки. Самка однако спаривается с одним самцом, который остается с ней на весь сезон размножения и принимает участие в воспитании молодняка. ^ Во время лисьих свадеб самку от самца можно отличить не только по величине следа, но и по тому, что она периодически опускает хвост и оставляет на снегу его отпечатки.
Щенится лисица в неглубокой норе, состоящей из прямого хода, гнездовой камеры и одного выхода. Однако она плохой землекоп и предпочитает селиться в чужих норах, главным образом в барсучьих. Около занятой лисицей норы обычно набросаны кости, перья и другие остатки добычи, причем они скапливаются в таких количествах, что жилье хищницы можно обнаружить еще издали по запаху разложения.
Зимой лисица посещает нору редко, только при сильных морозах или спасаясь от врагов. Дневать она устраивается на лежке где-нибудь на возвышении: на заснеженном бугре, пне, а иногда даже на стогу сена. Спит хищница, свернувшись кольцом и спрятав нос у корня хвоста.
На суточном поисковом следу лисица оставляет 6—7 экскрементов. Это хорошо сформированные валики толщиной в 1,5— 2 см. Обычно фекалии состоят из 2—3 частей, соединенных тонкими перетяжками. Помет чаще всего темного цвета и содержит шерсть грызунов. Иногда, как и у волка, бывают экскременты, состоящие из одной извести. По мочевым точкам на снегу легко отличить самца от самки — при этом акте лисицы ведут себя так же, как собаки. Кучки помета они оставляют в хорошо заметных местах: на камнях, кочках, пнях и других предметах, выделяющихся на общем фоне. Желтые пятна мочи можно увидеть на холмиках снега, выброшенного из копанок при мышковании. Участки отдельных лисиц часто налагаются друг на друга. Иногда на одном участке обитают самец и 3—4 самки, которые сообща охраняют свою территорию от других лисиц.



НА ЛИСИЦ
Заросли кустарников на неудобях (склоны оврагов, балок, обрывы лиманов) широкие лесополосы, массивы тростника, расположенные вдоль родников, ручьев, в вершинах прудов (ставков) — и есть те ремизы, которые привлекают, во всяком случае в степной Украине, на дневку лисиц — и выгнать их оттуда не просто.
Весьма интересное приспособление, состоящее из двух довольно объемистых барабанов с 200 м тонкой капроновой веревки, на которой через каждый 3—4 м были прикреплены смятые баночки с болтиками и гаечками внутри. Двое надели ремни на плечи, застегнули на груди стяжки и разошлись на противоположные берега ставка. Пятый пошел по наиболее вероятному подветренному берегу, метрах в 100 впереди тянущего веревку.
Словом, по чернотропу можно практиковать охоту с подхода. Правда, зверя заметить на земле сложнее, чем на снегу. Подходить же к спящей лисице без снега значительно легче: ничего не скрипит и не хрустит под ногами. Кроме того, можно использовать летне-осенний маскхалат.
Быстро ретировавшись, низинной одолел за считанные минуты километр и, пройдя через широкий «карман», среди кустов, окаймлявших ручеек, остановился у обрыва. Простояв минут десять, я понял, что вряд ли лисица будет месить снег по низине, а скорее пойдет по тропе вдоль кустов. Своим следом вернулся в карман — и вдруг увидел легкое движение на границе кустов. Я присел и замер. Через короткое время вновь шевеление, лисица смело затрусила наискось, через поляну, постоянно сближаясь со мной. Вот она в 20—25 м, достигла лыжни и по-собачьи ткнула нос прямо в колею.
При охоте с периода хорошую службу может сослужить манок, имитирующий писк мыши.

Во второй половине дня, с 16 до 20 часов, и на рассвете при возвращении с ночной охоты зверь охотно выходит на манок.
Засидку следует устроить так, чтобы ветер дул на охотника со стороны выхода зверя. Прийти на место засидки надо хотя бы за час до того, как зверь начал вечернюю охоту. О ее начале можно узнать
по голосу сорок, соек, дроздов.
Манок должен находиться в верхнем леном наружном кармане костюма, чтобы его можно было легко достать. Не допускайте попадания в манок пыли, песка, табака, замерзания майка — все это может исказить звук. Лисий манок имитирует крик зайца — раненого или пойманного зверем.
Выманивать надо так: вытащив манок, проверить, не засорился ли он. Потом, зажав манок зубами, обхватить его ладонью левой или правой руки [как удобнее охотнику) и, полузакрыв ладонью, 3-4раза дунуть, но несильно. Громкий крик иногда настораживает зверя, особенно такого, который в момент выманивания находится в 100—200 м от засидки.
Особенно хорошо выходит зверь на манок в холодную погоду, Когда идет снег, тихо; в такие дни хищники выходят рано, с 4 часов дня.
В лунную ночь целиться по зверю трудно. Советую прицельную планку натереть мелом. И еще: опытный охотник имеет фонарь, который надевает на стволы ружья. Света не боится ночью волк, шакал, заяц; лисица же убегает от света. Лисицы .выходят поодиночке, но, бывает, пожалует и пара. Волки
трижды выходили парами

нагоном
Охотятся только вдвоем. Нужны бинокли, хорошие лыжи, Белые халаты и крепкие ноги, так как ходить приходится много
Лисица активна в утренние и предвечерние часы. В середине дня часов с11до15 она отдыхает, свернувшись клубком на снегу. В морозную погоду дневной отдых короче, нежели в снегопад и метель. В ненастье этот осторожный зверь на удивление беспечен,с на дневку ложится и спит почти весь день там же, где мышковал, то есть в поле или на лугу у кочки, охапки соломы, другого небольшого укрытия от ветра. Если поблизости есть овраги, то лисица ложится там на подветренном безлесом откосе под защитой наметенных сугробов.
В ясную морозную погоду лисица на открытом месте не ляжет, на дневку уходит в заросли, где спит чутко, и подойти к ней на выстрел невозможно; уходит так, что и не перевидишь. Если в такую погоду лисица ложится открыто —-жди скорого ненастья.
Охотятся на мышкующую лисицу в утренние и предвечерние чесы в любую погоду одним и тем же способом — нагоном.
если есть птицеферма или свалка мусора, туда надо попадать в первую очередь, так как лисица такие объекты в. своем районе обходит ежедневно.
Ходят на этих охотах быстро, придерживаясь по возможности опушек кустарников,"на расстоянии видимости друг друга. С возвышенностей осматривают открытые места, стараясь первыми увидеть зверя. Так обычно и бывает, если пользуются биноклем. Второй охотник также скрытно и быстро объезжает зверя, чтобы он оказался между ним и засадой. После этого начинается самый увлекательный процесс в этой охоте — нагон на засаду. Нагон ведут своеобразно, как говорят, в открытую, не таясь. Любопытство настолько одолевает зверя, что иногда в пасмурную погоду удается приблизиться почти на выстрел. Рука непроизвольно ощупывает предохранитель ружья. Но зверь дистанцию «знает» точно и начинает спокойно уходить, часто оглядываясь и присаживаясь. Если трофей начинает сворачивать в сторону, что бывает чаще всего, то чуть энергичнее обычного надо наперерез сделать несколько широких шагов.. Эффект поразителен: лисица поворачивает в желаемом направлении.
В пасмурную ветреную погоду охота нагоном результативнее, так как зверь менее осторожен и более «послушен», хотя бродит он меньше и дневной его отдых продолжительнее. Как уже говорилось, в непогоду лисица выбирает место дневки на открытом месте, где она хорошо заметна в общем белом фоне.
Заметив лисицу на лежке в поле, поступают так. Учитывая направление ветра, один участник охоты заезжает под ветром и ложится в засаду метрах в ста от лежки. Да не просто ложится, а вдавливается в снег, чтобы над поверхностью чуть-чуть выделялась только голова._
Нагонщик терпеливо ждет, пока засада будет готова, затем начинает нагон. Идет он к лисице вполветра, в полный рост, не сгибаясь и не горбясь, а лишь стараясь производить меньше шума. Торопливость здесь недопустима. Стрельба на 50, даже на 40 м недопустима. Лисица почти не возвышается над поверхностью снега, и площадь поражения мала. Если погода мягкая, да еще снегопад, то почти всегда подходишь на верный выстрел.

Распространено подкарауливание у нор, выходов из старых каменоломен, да и в самих каменоломнях. При этом необходимо быть предельно внимательным: лисица нередко покидает укрытие резким броском, и если хоть немного расслабиться, то и ружья не успеешь поднять. Некоторые лисицы, прежде чем покинуть нору, высовывают уши, прислушиваются, затем поднимают голову, осматриваются. В этот момент недопустимы какие-либо движения. Даже когда работает в норе собака, то лиса, прежде чем покинуть нору, нередко поступает так же. Если при этом человек стоит в открытую и не шевелится, то зверь после изучения неподвижного предмета опрометью кидается наутек. Заметив появление из норы ушей, можно осторожно приложить ружье к плечу и держать на прицеле нору, пока не появится голова. Однако последнее отнюдь не гарантировано: может последовать сразу бросок, но к нему стрелок будет уже готов.
С наступлением сумерек можно успешно сидеть на тропах, которые лисицы набивают вдоль лесополос и водоемов.
У наблюдательного и остроумного охотника созрел план необычной охоты: он нарезал увесистых палок и в лунную ночь устроился под столбом. Когда все успокоилось, он кинул палку в провода, которые загудели так, будто в них угодила утка. Не успела палка упасть, как над ней стояли сразу два шакала. Через полчаса он повторил свой маневр. Таким образом, меняя места, он за ночь добыл более десятка хищников.
Не следует пренебрегать охотой на свалках возле птицекомбинатов, куда все еще попадают цыплята, утки: лисицы аккуратно посещают такие места. Однажды я протащил падаль около километра, привязал ее к колышку, вбитому посредине полянки, чтобы не утащили, если вздремну. Вырыв для ног ямку и постелив под себя рюкзак, я удобно устроился метрах в 20, в большом кусту полыни. Ближе садиться не рекомендуется: зверь нередко обегает приваду, обнаруживает охотника и, невидимый, уходит. Прошло совсем немного времени, и послышался довольно ясный топот, судя по которому лисица бежала по потаску. Обнаружив пищу, она начала обходить ее по кругу.
При сложном рельефе или при наличии укрытий (трава, бугорки, грубая пашня, валки снегозадержания) необходимо, пройдя 100—200 м, остановиться и тщательно осмотреть окрестности с помощью бинокля, В общем, следует придерживаться правила: в перспективных местах больше смотреть и меньше ходить.
Наличие бинокля позволяет сократить отклонения на проверки подозрительных пятен, которые кажутся спящими лисами, и, наоборот, явное пятно оказывается зверем, и охота... испорчена.
Если возникнет необходимость подползать по-пластунски, то бинокль лучше спрятать в сумку.
На зверовой охоте в большинстве случаев предпочтительнее кучный бой ружья; пожалуй, лишь возле норы и в густых зарослях желательна широкая осыпь.
Сидку делаю а двух местах чуть в стороне от свалки, В какую из ник садиться, мне «диктует» ветер; приседа всегда находится между сидок, в 20—30 м от них,
У скотомогильника делаю сидку в головке оврага определяю схождение следов при переходе от скотомогильника на ферму. На самом скотомогильнике не делаю: открытая поляна.
Преимущество сидок в том, что в них всегда безветрие, сидеть тепло, а главное — обзор практически круговой. Конечно, делать сидки — работа, и довольно трудоемкая, особенно если мало снега и нет подручного хлама. Но это же охота!
Не раз, бывало, приходилось мне наблюдать охоту одновременно трех-четырех лисиц в лунном поле, смотришь на них, то кажется бегают, а скользят над снег почти не видать- Однажды засмотрелся на пару лисиц, на что не заметил третью, которая но подошла к приваде с другой с и лакомилась телятиной. Она и моим трофеем.
Было и такое. Сидел я под скирдой люцерны. Днем еще заметил, что здесь бывают и зайчишки, много следов лисиц. Решил оседлать переход, примерно около девяти часов вечера (я всегда отмечаю появление зверя по часам) прискакал русак, минут 1 0 сидел метрах & 20—30 от скирды, делал перескоки то влево то вправо метров по пять — восемь. Затем приблизился к скирде. Схватит соломку люцерны, отскочит и сидит, хрупает; затем опять возьмет — и отскочит. Я так увлекся наблюдением, что не сразу сообразил, что случилось: мелькнула тень — в тот момент, когда заяц подскочил к скирде,— и заяц заверещал. Оказывается, на него со скирды прыгнула лиса.
Выстрел, лиса — трофей, но зайцу она успела прокусить шею; он был уже мертв.
Немного об экипировке при выходе на ночную охоту. Во-первых, я к ватным брюкам на коленях из шкурки зайца делаю накладки, пришиваю их по уголочкам. В сидку настилаю соломы, ноги на сухом и хруста снежного не слышно; сидушку делаю из подручного материала — ящике или бочонка, что попадется. Как устроюсь в сидке, сразу отстегиваю ремень у ружья, чтобы не был помехой при вскидке.

В сентябре лисий выводок распадается, молодые особи начинают вести самостоятельную жизнь. В октябре они ничем не отличаются от взрослых лисиц, за исключением отсутствия у них жизненного опыта, досконального знания своего индивидуального охотничьего участка (его у них еще просто нет), чувства реальной опасности, которая может подстерегать на каждом шагу.
Особенность поведения молодых лисиц в это время года заключается в том, что от норы, где появились на свет (как показывают мои неоднократные наблюдения), они не удаляются далее 1—1,5 км. Мышкуя по близлежащим к норе полям, лугам и полянам, они задерживаются на охоте довольно поздно, до 9 часов утра. Закончив мышкование, устраивает свою лежку в хорошо известном им месте, недалеко от норы. Поэтому охотнику, желающему добыть молодую лисицу в октябре, можно посоветовать следующее. Во-первых, прежде всего необходимо знать расположение выводковой норы и убедиться, что в ней действительно летом имелся выводов, который никуда лисица не перевела. Во-вторых, нужно в радиусе 1 —1,5 км от норы обследовать все имеющиеся пашни, луговины, полянки и определить наличие там достаточного числа грызунов — объекта лисьей охоты. Молодой зверь не имеет еще навыков, как матерый, и ищет добычу тем, где ее больше и, следовательно, легче взять.
Вся сложность в том, чтобы выяснить маршрут следования лисицы от мести мышкования до лежки, то есть практически до выводковой норы.
Основной их маршрут пролегает вдоль опушек лесного массива, по лесным тропам, проселочным дорогам, просекам, то есть там, где можно быстро дойти до лежки и одновременно иметь возможность вовремя заметить опасность. И только подходя к норе на расстояние 100—200 м, молодые лисицы стараются придерживаться закрытых от посторонних глаз мест (овражки, кустарник, бурьян}. Дело в том, что в возрасте 6 месяцев зверь (особенно хорошо это прослеживается в поведении собак) больше полагается на зрение, чем на обоняние и слух, хотя как раз зрение у него развито хуже всего.
Рано утром, до рассвета, охотник с биноклем выходит в район расположения выводковой норы и на близлежащие открытых пространствах определяет наличие зверя. Подойдя на безопасное расстояние 300—500 метров (конечно, с учетом господствующего ветра), надо затаиться на опушке леса, примыкающего к месту жировки лисицы, или просто лечь у проселочной дороги, ведущей в сторону выводковой норы, и терпеливо ждать. При этом пользоваться манком необходимости нет, так как идущая на лежку лисица на него не реагирует. Необходимо спокойно и терпеливо ждать, заранее приготовив для стрельбы ружье.


valdemar
 
Отзывы за сообщения:
За последние 12 месяцев:
За последние 30 дней:






Вернуться в Дичь

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1